Протопресвитер Александр Шмеман об Александре Солженицыне: "Его вера сдвинет горы"
Дата: 28.8.08 | Раздел: Статьи
Протопресвитер Александр Шмеман об Александре Солженицыне: "Его вера сдвинет горы"
Несколько
лет назад свет увидела удивительная книга "Дневники" протопресвитера
Александра Шмемана. Честная, глубокая и удивительно своевременная книга
рассказывает о многих событиях. После кончины протопресвитера
Александра Шмемана в столе его кабинета в Свято-Владимирской семинарии,
где он был деканом, были найдены восемь тетрадок, исписанных его рукой.
Этот дневник отец Александр вел с 1973 года с небольшими перерывами
вплоть до начала последней болезни. Писал он по-русски, на языке,
который был ему родным с детства, проведенного в «русском» Париже.
Дневник
отца Александра — нечто гораздо большее, чем простая регистрация
событий последних десяти лет его жизни. Он отражает всю его жизнь
(кадетский корпус в Версале, французский лицей в Париже,
Свято-Сергиевский богословский институт, переезд в Америку,
Свято-Владимирская семинария в Крествуде, церковная деятельность...),
его интересы (при огромной занятости он поразительно много и широко
читал, выписывая в дневник целые абзацы из особенно заинтересовавших
его книг), «несет» его мысли, сомнения, разочарования, радости,
надежды. Всякий дневник, особенно такой последовательный, как у отца
Александра, вызван не внешними побуждениями, а внутренней
необходимостью. Перед нами — часто сугубо личные, сокровенные записи.
Декан Свято-Владимирской семинарии, под его руководством превратившейся
в одну из наиболее крупных богословских школ православного мира, почти
бессменный секретарь Совета епископов Американской Митрополии (ставшей,
опять же под его воздействием, в сотрудничестве с отцом Иоанном
Мейендорфом, автокефальной Православной Церковью в Америке),
проповедник и богослов, отец троих детей с многочисленными внуками,
отец Александр к тому же находился в беспрестанных разъездах для чтения
проповедей и лекций, еженедельно вел ряд программ на радио «Свобода»
для России. Трудно себе представить более наполненную жизнь, и дневник
в первую очередь был для него возможностью оставаться хоть на краткое
время наедине с самим собой. Сам отец Александр так написал об этом:
«Touch base — вот в моей суетной жизни назначение этой тетради. Не
столько желание все записать, а своего рода посещение самого себя,
"визит", хотя бы и самый короткий. Ты тут? Тут. Ну, слава Богу. И
становится легче не раствориться без остатка в суете». И еще: «..
.записать хочется не для "рассказа", а, как всегда, — для души, то есть
только то, что она, душа, ощутила, как дар, и что годно, следовательно,
для "тела духовного"».
Одним из центральных интересов
жизни отца Александра было изучение книг и обращений Александра
Солженицына, он много читал лекций о писателе и его творчестве. Мы
приводим выцдержки из "Дневника", рассказывающие о встречах отца
Александра с Александром Исаевичем Солженицыным.
Понедельник, 18 марта 1974
Лучезарный,
ветреный, весенний день. На Пятой авеню на ярком солнце развеваются и
хлопают от ветра огромные флаги. Чувство праздника.
В
сущности, приезд Солженицына знаменует закрытие "эмигрантского сезона".
Эмиграция как целое, как "другая" Россия - кончена и должна была бы это
признать, чего она, конечно, не сделает, и гниение ее будет
продолжаться.
Четверг, 21 марта 1974
Вчера
Преждеосвященная в East Meadow. Проповедь. Лекция о Солженицыне. Полная
церковь. Причастие из двух чаш. Внутренний подъем от всего этого
погружения в саму реальность Церкви. Утром лекция о покаянии, одна из
тех, редких, когда получаешь внутреннее удовлетворение. Днем -
несколько часов писания "Крещения", тоже с радостью. Наконец, поздно
вечером, после лекции, - полчаса у Коблошей с ними и с Губяками.
Радостное чувство братства, единства, любви. Почему нужно все это
записывать? Чтобы знать, сознавать, сколько все время дает Бог, и
греховность нашего уныния, ворчания, нерадости.
Смотря
на толпу в церкви, думал: "Скрыл от мудрых и открыл младенцам".
Сложность, снобизм, дешевая сентиментальность эмигрантского подхода к
Церкви, простота этих, презираемых эмигрантами, "американцев".
Воскресенье, 24 марта 1974
В
пятницу радостное письмо от Никиты: "…вокруг Троицы он (А.И.Солженицын)
Вас приглашает к себе отслужить Литургию и приобщить всю семью. До
этого он "церковной" жизни не начнет…" Теперь жду письма от самого.
Вчера
пришел запоздавший "Вестник" (108-109-110!). Читал до двух утра, как
говорится - "с неослабевающим интересом". Это единственное во всем
православном мире издание, которое берешь в руки с радостью, которое
возвышает и вдохновляет, а не вызывает некую духовную изжогу.
Пятница, 5 апреля 1974
Письмо от Солженицына:
"30.3.74 Дорогой отец Александр!
Простите, что до сих пор не написал Вам: очень трудно жить, пока
освоишься, - не то что до серьезной работы, не то что на письма
отвечать, но даже распаковать их и рассортировать не хватает сил (уже
за 2000, наверно). Мне говорил Никита Алексеевич, что Вы
собираетесь к Троице в Европу. Если так, то спишемся - и приезжайте-ка
Вы к нам в Цюрих на денек-другой. Много набралось, о чем поговорить.
Здесь на Западе, в частности, остро встал не совсем понятный для меня
вопрос о множественности православных церквей за рубежом. Уже были у
меня кое-какие встречи, и я хотел бы получить от Вас разъяснения. Но
раньше того и сердечней того хотелось бы мне у Вас исповедоваться и
причаститься. Да и семья вся, наверно. Возможно ли это? Обнимаю Вас!
Душевно Ваш. А.Солженицын".
Радость от этого письма, от его простоты, скромности, непосредственности.
Понедельник, 13 мая 1974
В субботу открытка от Солженицына (в ответ на мое письмо об отелях и т.д.):
"Дорогой о. Александр!
На
аэродроме Вы возьмете такси и немедленно приедете ко мне. Отсюда мы
тотчас выедем с Вами в горы, где Вы и проведете у меня сутки-другие (и
выспитесь отлично). Там и наговоримся. Я настоящий собеседник - только
вне города. В последний день вернемся домой, и тут отслужите.
Поверьте - это лучшая программа, которую я не предлагаю никому. Никаких отелей! Обнимаю Вас и жду…"
Среда, 22 мая 1974. Отдание Пасхи
Вчера
- весь день в Нью-Йорке. Разговор с таксистом-поляком: "В Америке
слишком много свободы…" А в России - слишком мало. И то, и другое
правда, но как решается это уравнение? И опять мне кажется, что прав
Солженицын: свобода без нравственного этажа - сама себя разлагает. Этой
свободе "учат" в университетах: страшная судьба женщин, погибших в
Лос-Анджелесе в перестрелке с полицией, - все как одна
"радикализировались" в университете.
Суббота, 25 мая 1974
Два
дня до отъезда к Солженицыну. Нарастание внутреннего волнения - "каково
будет целование сие…"1. А тут еще звонок за звонком - скажите С.,
передайте С., внушите С., попытайтесь убедить С., спросите С. Письмо от
Никиты: "С. издерганный…" Изгнание для него гораздо труднее, чем могло
казаться сначала. Нетерпеливый. Требовательный.
И все же - хорошая тишина внутри, мир. Будет то, что нужно и как нужно.
Понедельник, 17 июня 1974
Вчера
вернулся из Европы. Сначала - с 28 по 31 мая - у Солженицына в его
горном уединении, вдвоем с ним все время. Перепишу сюда записки из моей
книжечки, которые я набрасывал там, каждый вечер. И уж только потом,
может быть, смогу подводить "итоги" этим - самым знаменательным - дням
моей жизни.
Потом - Париж, съезд Движения, неделя суеты, встреч, разговоров.
А
с 10 по 15 июня с Льяной в Венеции, в золотом свете этого удивительного
города. Такой "anticlimax"2 солженицынским дням… В Венеции же прочел
второй том "Гулага".
"ГОРНАЯ ВСТРЕЧА" (переписано из записной книжки, которую я брал с собой в Цюрих)
"Горная встреча" - из надписи, сделанной С. на подаренном мне карманном
"Гулаге": "Дорогому о. А.Ш. в дни нашей горной встречи, к которой мы
давно приближались взаимным угадыванием…"
Вторник, 28 мая 1974
В десять утра начинаем спускаться к Цюриху. Идет проливной дождь.
Несмотря на бессонную ночь в аэроплане, чувствую себя бодро, но
странно: "регистрирую" все мелочи, все вижу, а дальше все упирается в:
"сейчас еду к Солженицыну!" Сейчас. И потому - запомнить все, по
отдельным кускам времени: как я стою в ожидании багажа, как я жду
такси, и вот - едем… Дождь, улицы, улицы, повороты. И вдруг:
Stapterstrasse 45. Запущенный садик, незапертая калитка. Огибаю дом.
Звоню. Et voila1: открывает дверь А.И., и сразу ясно одно: как все
просто в нем…
Среда, 29 мая 1974
Sternberg. Zurcher Oberland
Вчера глаза слипались, заснул. Сейчас семь утра. Наверху копошится А.И.
Перед окном горы и небо. Вчера - в Цюрихе, при встрече, - все подошли
под благословение, особенно усердно Ермолай. Чаепитие. Я: "У меня такое
чувство, что я всех вас так хорошо знаю". Жена Наташа: "А уж как мы Вас
знаем…" Мать жены - Екатерина Фердинандовна, тоже простая и милая.
Первое впечатление от А.И. (после простоты) - энергия, хлопотливость,
забота. Сразу же: "Едем!" Забегал, носит свертки, чемоданчики. Чудная
улыбка. Едем минут сорок в горы. Примитивный домик, беспорядок. Вещи -
и в кухне, и на письменном столе - разбросаны. В этом отношении А.И.
явный русский интеллигент. Никаких удобств: кресла, шкапа. Все сведено
к абсолютному минимуму. Также и одежда: то, в чем выехал из России.
Какая-то кепка. Офицерские сапоги. Валенки.
"Мне нужно столько с Вами обсудить" (обсуждение подготовлено, продумано: список вопросов на бумажке).
О Церкви: "Знаете что: я буду "популяризатором" Ваших идей".
Об "Узлах": прочитать (в рукописи) все, что написано о Церкви. "А я исправлю, если нужно…"
Об эмигрантских церковных разделениях.
О "Вестнике".
О еврейском вопросе.
Четверг, 30 мая 1974
Вчера - весь день вместе. Длинная прогулка на гору. Удивительный,
незабываемый день. Вечером, лежа в кровати, думал о "несбыточности"
всего этого, о сказочности. Но только потом пойму, вмещу все это…
Дал мне прочитать - в рукописи - главы второго узла: пятую, шестую,
седьмую, восьмую. Разговор Сани Лаженицына со священником: о
старообрядчестве, о церковных реформах, о сущности Церкви, о
христианстве и других религиях…Пятая глава мне сначала не понравилась:
как-то отвлеченно, неживо, книжно… Сразу же сказал А.И. Принял. Но
шестая, седьмая, восьмая - чем дальше, тем больше захватывают. Он все
чувствует нутром, все вопросы ставит "напробой", в основном, без
мелочей. Потом последняя глава - шестьдесят четвертая. Исповедь. "Это
все, Вы увидите, Ваши идеи…" (Насчет моих идей - не знаю, но глава
прекрасная.)
Страстное сопротивление тому, что он называет
"еврейской идеологией". (Евреи были огромным фактором в революции.
Теперь же, что режим ударил по ним, они отождествляют советское с
исконно и природно русским.) Попервоначалу можно принять за
антисемитизм. Потом начинаешь чувствовать, что и тут - все тот же порыв
к правде, затуманенной, осложненной, запутанной "словесами лукавствия".
(Все это потом развить.)
Дает читать статьи для нового
сборника с Шафаревичем. Новая перспектива о России и ее истории… Народ.
Все заново, все по-новому. Что-то стихийное.
Страшно
внимательный. Обо всем заботится. (Неумело) готовит, режет,
поджаривает. Что-то бесконечно человечески-трогательное. Напор и
энергия.
О России все говорит: "тут". Запад для него не существует. Никакого интереса.
Не любит всего петровского периода. Не любит Петербурга.
Пастернак: "Не имеет никакого отношения к России…"
"Любимый мой праздник - Троица…"
Хочет жить в Канаде. Устроить "маленькую Россию". "Только так смогу писать…"
"Всю мою жизнь за успех в главном я платил неудачами в личной жизни". Рассказ о первом браке.
"Я знаю, что вернусь в Россию". Ожидание близких перемен. Уверенность в них.
Абсолютное отрицание демократии.
Признание монархии. Романовы, однако, "кончились еще до революции".
Невероятное нравственное здоровье. Простота. Целеустремленность.
Носитель - не культуры, не учения. Нет. Самой России.
"Подлинный подход ко всему - в самоограничении…"
"Религия - критерий всего" (но это "утилитарно" - для "спасения" России…).
"Вестник РСХД" (108-110) - с его карандашными пометками. На стр. 30, в
моей статье о Евхаристии (о перерождении эсхатологии) - приписано сбоку
во всю длину абзаца: "поразительная картина".
Целеустремленность человека, сделавшего выбор. Этим выбором
определяется то, что он слушает, а что пропускает мимо ушей. Слушает,
берет, хватает то, что ему нужно. На остальное - закрывается.
Зато - внимание к конкретному: постелить кровать, что будете есть, возьмите яблоко…
Несомненное сознание своей миссии, но именно из этой несомненности - подлинное смирение.
Никакого всезнайства. Скорее - интуитивное всепонимание.
Отвращение к "жеманной" культуре.
Такими, наверное, были пророки. Это отметание всего второстепенного,
сосредоточенность на главном. Но не "отвлеченная", не "идейная", а
жизненная (развить: см. гл. 64 второго узла).
Живя с ним
(даже только два дня), чувствуешь себя маленьким, скованным
благополучием, ненужными заботами и интересами. Рядом с тобою -
человек, принявший все бремя служения, целиком отдавший себя, ничем не
пользующийся для себя. Это поразительно. Для него прогулка - не отдых и
не развлечение, а священный акт.
Его вера - горами двигает!
Какая цельность!
Чудный смех и улыбка.
"Представьте себе, мой адвокат все время отдыхает". Искренне удивлен. Не понимает (как можно вообще "отдыхать"…).
"Мы с женой решили: ничего не бояться". И звучит абсолютно просто. Так
решили, так и живут… Никакой сентиментальности по отношению к семье и
детям… Но говорит с женой по телефону так нежно, так заботливо - в
мелочах…
Сижу за его столом, на котором хаос несусветный.
Подернутые утренним туманом горы. Колокольчики коров. Блеянье овец.
Цветущая сирень. Все это для него не Швейцария, не Запад, он целиком -
"там" ("тут", как он говорит). Эта точка - анонимная на земном шаре:
горы, небо, звери. Это даже не кусок России. Там, где он, - там сама
Россия. Для него это так ясно, что ясным становится и мне.
Легкость, с которой он отбрасывает все ненужное, все обременяющее.
В том же костюме, в котором его выслали. Никаких удобств - лампы,
кресла, полок. Но сам прибивает мне гвоздик для полотенца. Но он не
"презирает быт". У него все - внутри.
В феноменологии
"великого человека", прежде всего, чувство стихии. В эту стихию
вовлечено все, что его окружает, все мелочи (парное молоко, зеленый
лук…).
Ничего от "интеллигента".
Не вширь, а вглубь и ввысь…
О людях:
Синявский: "Он как-то сбоку, несущественен…" (о "Голосе из хора").
Набоков: ""Лолита" даже неинтересна. Все же нужно будет встретиться. <…> Если бы с таким талантом!.."
Архиереи: Антоний Блюм - понравился. Антоний Женевский - не понравился.
Иоанн Шаховской - бесцеремонно ворвался, как и его сестра. Ничего не
видит в его писаниях. Антоний Блюм - понравился, но "разве его протесты
достаточны?" Антоний Ж. Георгия Граббе не принял (или не пришел?).
Нравится карловатский батюшка в Цюрихе.
Возмущение булгаковской статьей о еврействе в "Вестнике" - "разве это богословие?.."
Длинная прогулка по лесу и по холмам. Длинный разговор - уже по душам - обо всем: о вере, о жизни…
Вдруг острое чувство, вопрос: сгорит он или не сгорит? Как долго можно жить таким пожаром?
Говоря, собирает цветы: полевые желтые тюльпаны, дома долго ищет, куда
бы поставить (на следующий день не забудет отвезти жене).
С гордостью показывает свой огородик (укроп, редиска, зеленый лук…).
Подробный рассказ о своем Фонде, завещании. Мечта употребить деньги на
Россию. Ему действительно ничего не нужно, и в этом - никакой позы.
Слова о Канаде: как будет там ездить верхом на лошади.
И снова - со страстью - о евреях! Почти idee fixe: не дать им еще раз
заговорить нас своей идеологией. Но, вот, надо признать, что и тут -
правда и простота. Когда евреи увидели, что ими в значительной степени
созданный режим не удался и по ним же - в лице Сталина - ударил, они
"перестроились": это режим русский, это русское рабство, это русская
жестокость… Отсюда - недоверие к "новым": все они антирусские в первую
очередь.
Вечером - длинная исповедь наверху в его комнате. Закат за окном.
"Пройдемся в последний раз". Так дружески. Так любовно.
Удивительные по свету и радости, действительно - "горные" дни.
"…у меня в "узлах" три прототипа (то есть в них я вкладываю себя, пишу
о себе) - Воротынцев, Саня Лаженицын (был еще Саша Ленартович, да
безнадежно разошлись…) и… Ленин! У нас много общего. Только принципы
разные. В минуты гордыни я ощущаю себя действительно анти-Лениным. Вот
взорву его дело, чтобы камня на камне не осталось… Но для этого нужно и
быть таким, каким он был: струна, стрела… Разве не символично: он из
Цюриха - в Москву, я из Москвы - в Цюрих…"
"Мне нужно вернуться, войти по-настоящему в Церковь. Я ведь и службы-то не знаю, а так, "по-народному", только душой…"
Будут ли у меня в жизни еще такие дни, такая встреча - вся в простоте,
абсолютной простоте, так что я ни разу не подумал: что нужно сказать?
Рядом с ним невозможна никакая фальшь, никакая подделка, никакое
"кокетство".
Среда, 5 июня 1974. Париж
Последняя запись (30 мая) была сделана вечером, в канун отъезда из
Штернберга. Следующий день, пятница 31-го, останется, конечно, навсегда
незабываемым. Утром рано за нами заехала Екатерина Фердинандовна. Спуск
в Цюрих. Подготовка Литургии. Исповедь Наташи и Мити. Литургия. После
Литургии А.И.: "Как хорошо так, как близко, как доходит все…"
Суета в доме. Дети. "Напор", может быть, даже некий надрыв (Наташа).
Запомнить: разговор с нею о юрисдикциях. Чтение - в суматохе - глав о "кадетах". Обед (тяжелый, русский: мясо, вареники).
После обеда - в городе прием итальянской прессы…
Наконец после всего - действительно страшного - напряжения этих дней
остаюсь один на аэродроме в Цюрихе. Снова дождь и туман. Снова
привычная западная толпа, в сущности - мой мир. В котором мне просто.
Просто - в смысле привычной принадлежности к нему и внутреннего в нем -
одиночества, свободы…
В первый раз мысль - не сон ли все
это было? В реальном ли мире? Или в какой-то страшным усилием созданной
мечте, иллюзии? Иллюзии, которой неизбежно суждено разбиться о "глыбу
жизни". В первый раз - сомнение, страх, и с тех пор - растущая жалость.
Полет Цюрих-Базель, потом Базель-Париж. Спуск в мир. Bain de realite. Мама. Андрей.
На следующий день, в субботу, - привычный завтрак с Андреем. Всенощная под Пятидесятницу.
Вечером - слушанье пластинки А.И. "Прусские ночи".
Воскресенье 2-го: съезд РСХД в Монжероне. Литургия с Петей Чесноковым.
Все как всегда. Там - в Цюрихе - сплошной огонь (но какой!). Тут -
привычная болтовня о Христе и преображении мира.
Понедельник 3-го: мой доклад. Все как всегда. Усталость.
Вчера (во вторник 4-го) весь день у Никиты [Струве] в Villebon. We
compare notes2. Соглашаемся в том, что за А.И. страшно. Страшно от
домашней атмосферы. Страшно от напора. Страшно за то, что и как он
сделает.
Конец цюрихской записной книжки.
Пятница, 22 ноября 1974
Введение
во Храм, и всенощная и Литургия "удались", то есть совершилось то,
пускай и мимолетное, "прикосновение" праздника душе, которое осознаешь
только потом, но из которого все - знание, радость, понимание,
свидетельство - и вырастает…
Вчера после обеда водил
племянницу] Наташу по Нью-Йорку (33-я улица, потом Уолл-стрит,
Фултон-стрит…). Страшно холодный, страшно ветреный, темный день. В
ущельях-улицах между небоскребами трудно идти от ветра. Что-то
грандиозное в этих громадах, в их скоплении в одном месте, в
окруженности их водой с висящими над нею мостами (Brooklyn Bridge -
весь кружевной, прозрачный, Manhattan Bridge…), и что-то, меня всегда
"вдохновляющее". Идя с Наташей, показывая ей, думал о Солженицыне с его
ненавистью к городам, асфальту, высоким домам. Он бы, наверное, проклял
все это с ужасом и отвращением. А вот я не нахожу в себе ни этого
ужаса, ни проклятия. Настоящий вопрос: есть ли это часть того
"возделывания мира", которое задано человеку Богом, или нет?
Солженицын, не задумываясь, отвечает: "Нет", но прав ли он? Он видит
падение, извращение, порабощенность. А я, понимая весь "демонизм" этого
(одно скопление банков чего стоит! Настоящая архитектурная литургия
"золотого тельца"), спрашиваю себя: чего же это падение, чего
извращение - ибо не могу отделаться от чувства, что и тут что-то
просвечивает, чего падение не в силах до конца затмить. Но что это - не
знаю… Знаю только, что есть и величие, и красота в этих царственно
возвышающихся, грозно скопленных громадах, в их грандиозности и,
вместе, простоте, в этих тысячах освещенных окон, есть гармония, есть
"музыка".
Воскресенье, 16 февраля 1975
Л.
с пятницы в Монреале у дочери] Маши. В пятницу завтрак с англиканским
священником. Все волнения о священстве женщин… Вдруг, среди этих
разговоров, подумалось: как в сущности несерьезна стала религия,
перестав быть основной формой жизни общества. Впечатление такое, что
она себя все время "выдумывает", чтобы просто не исчезнуть, не быть
выброшенной.
Люди перестали верить не в Бога или богов,
а в гибель, и притом вечную гибель, в ее не только возможность, а и
неизбежность и потому - и в спасение. "Серьезность" религии была прежде
всего в "серьезности" выбора, ощущавшегося человеком самоочевидным:
между гибелью и спасением. Говорят: хорошо, что исчезла религия страха.
Как будто это только психология, каприз, а не основное - основной опыт
жизни, смотрящейся в смерть. Святые не от страха становились святыми,
но и в святости - знали страх Божий. Дешевка современного понимания
религии как духовного ширпотреба, self-fulfillment3… Убрали дьявола,
потом ад, потом грех - и вот ничего не осталось кроме этого ширпотреба:
либо очевидного жульничества, либо расплывчатого гуманизма. Однако
страха, даже и религиозного страха, в мире гораздо больше, чем раньше,
только это совсем не страх Божий.
Вчера почти весь день
до всенощной, не отрываясь, читал нового Солженицына, "Бодался теленок
с дубом". Опять шестьсот страниц! Что же это за стихийная продукция!
Под свежим впечатлением написал письмо Никите:
"Вчера
весь день, не отрываясь, читал - и прочел - "Теленка". Впечатление
очень сильное, ошеломляющее, и даже с оттенком испуга. С одной стороны
- эта стихийная сила, целеустремленность, полнейшая самоотдача,
совпадение жизни и мысли, напор - восхищают… Чувствуешь себя
ничтожеством, неспособным к тысячной доле такого подвига… С другой же -
пугает этот постоянный расчет, тактика, присутствие очень холодного и -
в первый раз так ощущаю - жестокого ума, рассудка, какой-то гениальной
"смекалки", какого-то, готов сказать, большевизма наизнанку… Начинаю
понимать то, что он мне сказал в последний вечер в Цюрихе, вернее - в
горах: "Я - Ленин…". Такие люди действительно побеждают в истории, но
незаметно начинает знобить от такого рода победы. Все люди, попадающие
в его орбиту, воспринимаются, как пешки одного, страшно напряженного
напора. И это в книге нарастает. В дополнении 1973года - уже только
Георгий Победоносец и Дракон и "график" их встречного боя. Когда на
стр.376 читаю (в связи с самоубийством Воронянской, открывшим шлюзы
Архипелага): "…ни часа, ни даже минуты уныния я не успел испытать в
этот раз. Жаль было бедную опрометчивую женщину… Но, достаточно ученый
на таких изломах, я в шевелении волос теменных провижу - Божий перст!
Это ты! Благодарю за науку!" (что-де приспело время пускать Архипелаг),
мне страшно делается. Начало гораздо человечнее, изумителен
Твардовский, но чем дальше - тем сильнее это "кто не со мной, тот
против меня", нет - не гордыня, не самолюбование, а какое-то упоение
"тотальной войной". Кто не наделен таким же волюнтаризмом - того вон с
пути, чтобы не болтался под ногами. С презрением. С гневом. С
нетерпимостью. Все это - по ту сторону таланта, все это изумительно,
гениально, но - как снаряд, после пролета которого лежат и воют от боли
жертвы, даже свои… А почему не поступили, как я, как нужно? Вот и весь
вопрос, ответ, объяснение. Еще по отношению к Твардовскому еще что-то
от "милость к падшим призывал"1. А больше - нет, нет самой этой
тональности, для христианства - центральной, основной, ибо без нее
борьба со Злом понемногу впитывает в себя зло (с маленькой буквы) и
злобу, для души столь же гибельные. Только расчет, прицел и пали! Книга
эта, конечно, будет иметь огромный успех, прежде всего - своей
потрясающей интересностью. Мне же после нее еще страшнее за него: где
же подлинный С.: в "первичной" литературе или вот в этой - "вторичной",
и какая к какой ключ? Или же все это от непомерности Зла, с которым он
борется и которое действительно захлестывает мир? Но и тогда -
оправдывает ли она , эта непомерность, хоть малейшую сдачу ей в
тональности? Что нужно, чтобы убить Ленина? Неужели же "ленинство"?
Сегодня за Литургией, но еще весь набитый этим двенадцатичасовым
чтением, проверял все это. И вот чувствую: какая-то часть души говорит
"да", а другая, еще более глубокая, некое "нет". Слишком и сама эта
книга - расчет, шахматный ход, удар и даже - сведение счетов, чтобы
быть до конца великой и потому до конца "ударом". Но, может быть, я во
всем этом целиком ошибаюсь, и Вы, со свойственной Вам трезвостью и
чувством перспективы, да и литературным чутьем, - наставите меня на
путь истинный. Во избежание недоразумения добавлю: считаю его явлением
еще, может быть, более грандиозным, чем думал раньше, - исторически. Но
вот - духовно, вечно (в перспективе пушкинского "Памятника") - тут
мучительные сомнения. А посему - взываю к Вам…"
Вторник, 18 февраля 1975
Вчера
- суета в связи с приездом московской церковной делегации. Я был только
на завтраке в двенадцать часов, в ресторане, но не на официальном
приеме. Сидел с о.В.Боровым, единственный с человеческим и даже
страдальческим лицом. Остальные - какие-то благообразно окаменелые,
одинаковые, на одно лицо, с тем же выражением, теми же улыбками. Я
говорю о.В.: "Может быть, заехали бы к нам, в Академию". Он: "Говорите
с начальством. Вы ведь знаете, если пошлют, то мы и к черту поедем…"
Нервный, желчный, ехидный, но по отношению "своих"… Хорошее слово вл.
Иоанна Шаховского: "Держите крест над Россией…"
Вечером,
когда мы с Л. вернулись из Нью-Йорка, где ужинали, - буря по телефону:
вместо давно уже условленного молебна "они" хотят служить сегодня в
National Council of Churches - Литургию. Все растеряны и трусят…
Сообщаю о.Стаднюку, что "ни при каких условиях" студенты наши петь эту
"экуменическую" литургию не будут.
Светлый Вторник, 6 мая 1975
Ompha,
Ontario!.. В малюсеньком отельчике, в канадской глуши с Солженицыным!..
Все это так нереально, так "словно сон", что не знаю, как записывать.
Запишу только hard facts1, обо всем остальном потом, когда вернется
способность рефлексировать. Приехал в Монреаль на Пасху в 10.30вечера -
после чудных дней пасхальных, Великой Субботы и самой Пасхи.
Солженицына застал уже в кровати - сговорились выехать в Labelle в семь
утра. Sure enough2 - в семь выехали… Дождь, туман. И как странно ехать
с Солженицыным по этой дороге, среди этих гор, сквозь эти города… Он в
чудном настроении, бесконечно дружественен… Длинный день в Labelle,
прогулки. Озеро подо льдом. Ему очень нравится Labelle. После обеда -
солнце, синева. Приезд Сережи… Отъезд сегодня в 8.45. Сцена с
репортерами. По Route[3] 57 - ему страшно нравящейся: "кусок Франции",
- в Оттаву. Чудное, солнечное утро. Разговоры обо всем. Завтрак в
Оттаве. Отъезд в три. Блуждание в лесу. Он за рулем. В семьвечера
находим эту деревушку Ompha, in the center of nowhere4. Ужин. Прогулка
на озеро. Красный закат…
Его пометки на моей главе о Литургии ("Таинство верных") в 114№ "Вестника".
Светлая Среда, 7 мая 1975
Bancroft, Ontario
Встали
в 6.30. Выехали в семь: изумительным утром, по пустым узким дорогам,
мимо озер, лесов. Солженицын восторгается, потом тут же критикует:
жидкий лес. Чудное Онтарио. Все-таки не Россия и т.д. Все то же
внутреннее метание: с одной стороны - желание устроиться, с другой -
нетерпение, все не то, все не Россия… Настроение падает и поднимается,
как у ребенка: почему не нашли еще имения? Хочет быть страшно
практичным - на деле путаник, все осложняет, все по-своему, все
неисполнимые планы. И вдруг все та же улыбка… Дружественен, почти нежен…
К
8.30 доехали до городишка Mados, Ontario. Восторг от него С.: все в нем
нашел - и традицию, и консерватизм, и правильную жизнь. Все сразу и
безоговорочно. Кофе в деревенском "дайнере"5. Осмотр двух имений. Все
страшно быстро… В 12.30 выезжаем в Торонто, куда приезжаем в три.
Свиданье с какой-то старушкой и еще какой-то женщиной ("важное дело,
нужно было проверить - не провокаторша ли…"). Для меня - передышка до
4.30. Прочел газету, выпил в греческом joint'e6 кофе, погулял по
шумной, уродливой Queens Street. Все то же чувство приснившегося сна:
мы с Солженицыным в Торонто! Вдруг на припеке, среди безличной толпы
простых людей, - чув-
1 голые факты (англ.). 2 Действительно (англ.). 3 шоссе (англ.). 4 в полной глуши (англ.). 5 Diner - закусочная (англ.). 6 Joint - забегаловка (англ.).
182
ство
- мимолетное - невероятного счастья, bliss'a1, чувство несказанной
радости жизни. В 4.30 снова за руль. Оставляем за собой Торонто. На
Peterboro и на север - в Bancroft, где и пишу это в отельной комнате в
одиннадцать часов вечера! Он спит в соседней.
Разговоры - о
писательстве (генезис "Августа 14-го", "Круга первого" и т.д.). О
семье. Об его планах. Сейчас записать все это неспособен.
И
весь день - ни одного облачка. Неподвижный, лучезарный, подлинно
пасхальный день, весь в вышину и весь как бы отражающийся в
бессчисленных озерах… Какое-то стихийное погружение в стихию
Солженицына. И с нею вместе - в Божественную стихию жизни
жительствующей.
Понедельник, 12 мая 1975
Вчера
в Syracuse, N.Y.2, служба, банкет, речь о семинарии и опять - пять
часов в автомобиле. Чудовищная усталость от нагруженности всех этих
недель - почти подряд: поездка в Европу, Страстная, Солженицын и вот
теперь - последнее усилие перед концом учебного года…
Итак,
снова четыре дня с Солженицыным, вдвоем, в отрыве от людей. Почти ровно
через год после "горной встречи". Эту можно было бы назвать "озерной",
столько озер мы видели и "пережили". Постепенно мысли и впечатления
приходят в порядок. На днях "на досуге" постараюсь "систематизировать".
Сейчас (8.30утра) нужно опять уезжать - в New Jersey3 на собрание
духовенства. Но спрашиваю себя - если бы все выразить формулой, то как?
Думаю, что на этот раз сильнее, острее ощутил коренное различие между
нами, различие между "сокровищами", владеющими сердцем ("где сокровище
ваше…"4). Его сокровище - Россия и только Россия, мое - Церковь.
Конечно, он отдан своему сокровищу так, как никто из нас не отдан
своему. Его вера, пожалуй, сдвинет горы, наша, моя во всяком случае, -
нет. И все же остается эта "отчужденность ценностей".
Продолжаю
после обеда. Какой же все-таки остается "образ" от этих четырех дней, в
которые мы расставались только на несколько часов сна?
Великий
человек? В одержимости своим призванием, в полной с ним слитности -
несомненно. Из него действительно исходит сила ("мана"). Когда
вспоминаешь, что и сколько он написал и в каких условиях, снова и снова
поражаешься. Но (вот начинается "но") - за эти дни меня поразили:
1)
Некий примитивизм сознания. Это касается одинаково людей, событий, вида
на природу и т.д. В сущности он не чувствует никаких оттенков, никакой
ни в чем сложности.
2) Непонимание людей и, может быть,
даже нежелание вдумываться, вживаться в них. Распределение их по
готовым категориям, утилитаризм в подходе к ним.
3) Отсутствие мягкости, жалости, терпения. Напротив, первый подход: недоверие, подозрительность, истолкование in malem partem1.
4) Невероятная самоуверенность, непогрешимость.
5) Невероятная скрытность.
Я
мог бы продолжать, но не буду. Для меня несомненно, что ни один из этих
- для меня очень чувствительных - недостатков не противоречит
обязательно "величию", литературному гению, что "качества" (даже чисто
человеческие) могут быть в художественном творчестве, что писатель в
жизни совсем не обязательно соответствует писателю в творчестве. Что
напротив - одной из причин, одним из двигателей творчества и бывает как
раз напряженное противоречие между жизнью и тем, что писатель творит.
Меня волнует, тревожит, страшит не трудность его в жизни, не
особенности его личности, а тот "последний замысел", на который он
весь, целиком направлен и которому он действительно служит "без
остатка".
В эти дни с ним у меня все время было
чувство, что я "старший", имею дело с ребенком, капризным и даже
избалованным, которому все равно "всего не объяснишь" и потому лучше
уступить ("ты старший, ты уступи…") во имя мира, согласия и с надеждой
- "подрастет - поймет…". Чувство, что я - ученик старшего класса,
имеющий дело с учеником младшего класса, для которого нужно все
упрощать, с которым нужно говорить "на его уровне".
Его
мировоззрение, идеология сводятся, в сущности, к двум-трем до ужаса
простым убеждениям, в центре которых как самоочевидное средоточие стоит
Россия. Россия есть некая соборная личность, некое живое целое ("весь
герой моих романов - Россия…"). У нее было свое "выражение", с которого
ее сбил Петр Великий. Существует некий "русский дух", неизменный и
лучше всего воплощенный в старообрядчестве. Насколько можно понять, дух
этот определен в равной мере неким постоянным, прямым общением с
природой (в отличие от западного, технического овладевания ею) и
христианством. Тут больше толстовства, чем славянофильства, ибо никакой
"миссии", никакого особого "призвания" у России нет - кроме того разве,
чтобы быть собой (это может быть уроком Западу, стремящемуся к "росту",
развитию и технике). Есть, следовательно, идеальная Россия, которой все
русские призваны служить… "Да тихое и безмолвное житие поживем". По
отношению к этой идеальной России уже сам интерес к "другому" - к
Западу, например, - является соблазном. Это не нужно, это "роскошь".
Каждый народ ("нация") живет в себе, не вмешиваясь в дела и "призвания"
других народов. Таким образом, Запад России дать ничего не может, к
тому же сам глубоко болен. Но, главное, чужд, чужд безнадежно,
онтологически. Россия, далее, смертельно ранена
марксизмом-большевизмом. Это ее расплата за интерес к Западу и утерю
"русского духа". Ее исцеление в возвращении к двум китам "русского
духа" - к природе как "среде" и к христианству, понимаемому как основа
личной и общественной нравственности ("раскаяние и самоограничение").
На пути этого исцеления главное препятствие - "образованщина", то есть
интеллигенция антиприродная и антирусская по самой своей природе, ибо
порабощенная Западу и, что еще хуже, "еврейству". Наконец, роль его -
Солженицына - восстановить правду о России, раскрыть ее самой России и
тем самым вернуть Россию на ее изначальный путь. Отсюда напряженная
борьба с двумя кровными врагами России - марксизмом (квинтэссенция
Запада) и "образованщиной".
Отсюда "дихотомия"
Солженицына: "органичность" против всякого "распада", а также против
техники и технологии. Не столько "добро" и "зло", сколько "здоровое" и
"больное", "простое" и "сложное" и т.д. Петербургская Россия плоха
своей сложностью, утонченностью, отрывом от "природы" и "народа".
В
эту схему, однако, не вмещаются, ей как бы чужды: утверждение какого-то
"внутреннего развития" (взамен внешнего - политического, экономического
и т.д.), таким образом - некий пиетет по отношению к "культуре" и, что
гораздо важнее, утверждение христианства как единоспасающей силы. Меня
поразили его примечания к моей статье "Таинство верных": "Это для меня
совершенно новый подход…" Тут он сам еще, следовательно, в искании
http://www.pravmir.ru/article_3195.html
Cтатья опубликована на сайте "Шмеман Александр, протопресвитер": http://shmeman.ru
Адрес статьи: http://shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_226.html
|
|