Труды

Ссылки


Встречи : : Семинар в Великом Новгороде
Posted by right on 10.2.09 12:10 (3427 reads )

Семинар в Великом Новгороде

http://shmeman.ru/images/library/kifa_93_04_01.jpg6-8 февраля в Великом Новгороде, в Свято-Юрьевом мужском монастыре прошел международный семинар «Значение личности и наследия прот. Александра Шмемана для современной церкви». Перед открытием семинара в Спасском храме Духовного училища была отслужена лития по скончавшемуся 25 лет назад протопресвитеру Александру Шмеману.

«Вечную память» ему возгласили  наместник Юрьева монастыря иеромонах Арсений (Перевалов), протоиереи Николай Озолин (Париж) и Георгий Митрофанов (Санкт-Петербург).

Передав участникам семинара приветствие архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, о. Арсений открыл первое заседание такими словами: «Невозможно говорить о евхаристическом возрождении в Русской Церкви вне контекста наследия протопресвитера Александра Шмемана. Публикация его «Дневников»  сразу вызвала дискуссию в церковном обществе и поставила множество главных вопросов для христианской совести: о православном свидетельстве в современном мире, о пастырстве, о лжедуховности, о человеке и его призвании. Как бы ни относиться к критическим, резким высказываниям о. Александра, нельзя не признать, что в  них сквозит его вера, надежда, светлый и радостный опыт жизни в Боге». По словам о. Арсения, обращение к наследию о. Александра Шмемана способствует «укреплению евхаристического самосознания Церкви и повышению ее культуры». Напутствуя участников семинара, он также напомнил о значении в духовной жизни радости, так характерной для о. Александра: «Печаль рождает уныние, а радость о Господе спасает».

Преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея Светлана Панич (Москва), обратившись к собравшимся от имени оргкомитета, подчеркнула, что задача семинара - сугубо рабочая, практическая. По ее словам, наследие о. Александра Шмемана, особенно после публикации его «Дневников», должно быть «не только восторженно или невосторженно воспринято, но должно быть осмыслено на уровне церковного сознания, чтобы написанное им не стало «идеологией», но оставалось жизнью».

Диалогом русского патриота с советским писателем, ставшим русским патриотом и русским писателем, назвал отношения о. Александра Шмемана с А.И. Солженицыным проф.-прот. Георгий Митрофанов. В то же время, по мнению докладчика, о. Александр оценивал творчество и личность писателя не только как патриот, но и как священник. Это помогло ему преодолеть комплексы «благодарного читателя» и «маленького русского патриота перед большим» и увидеть в мировоззрении Солженицына следы характерного еще для культуры XIX века соблазна связывать судьбу православия исключительно с судьбой того или иного народа. Причиной этого соблазна у Солженицына, впрочем, вполне объяснимой, был недостаток живого церковного опыта. Однако, критика взглядов писателя не помешала священнику выступать в его защиту в полемике с эмигрантской «образованщиной».

О такой сложной теме, как «любовь к себе», говорила петербургская исследовательница Марина Васина. По ее мнению, именно через эту любовь, которую она отчетливо отделяет от себялюбия, человек постигает на опыте любовь к Богу. Согласно логике докладчицы, грех - это, прежде всего, непринятие человеком себя, образа Божьего в себе. Так появляется «человек социологический», которому противопоставлен идущий по пути обретения потерянной богосообразности «человек литургический».

По мнению представителя Спасского православного братства (Тверь) Олега Ермолаева, о. Александр Шмеман заново открыл смысл Евхаристии для современных христиан. В своих трудах о. Александр ясно показал причину затемнения этого смысла: фактическое отделение Евхаристии от церкви - вера, Церковь и Евхаристия оказались не связанными друг с другом в церковной практике. Поэтому целью Евхаристии стали считать преложение Святых Даров. Но, как убедительно напомнил о. Александр Шмеман, цель Евхаристии в приобщении ко Христу и, в эсхатологической перспективе, к Его Царству.

Следующий день работы семинара также начался с докладов о вере и культуре. Переводчица «Дневников» о. Александра Шмемана на итальянский Джованна Парравичини (фонд Russia Christiana, Италия) говорила о значении его личности для католической церкви. О. Александр, по мнению докладчицы, был ярким представителем «экуменизма свидетельства», родившегося в русской православной среде еще на съезде РСХД в Пшерове в 1923 году. Этот экуменизм отличается от скрытого прозелитизма или прагматического «экуменизма стратегических альянсов». «Экуменизм свидетельства» основывается на конкретном духовном опыте как на событии, и представляет собой диалог изнутри этого опыта.

В свое время движение за возвращение к патристическому богословию, связанное с именами выдающихся католических богословов де Любака, Даниелу и Бальтазара, оказало влияние на формирование личности юного Александра Шмемана. На Сергиевском подворье в Париже он слушал лекции одного из вождей католического литургического возрождения дона Ламбера Бодуэна.

По свидетельству Джованны Парравичини, публикация отрывков из «Дневников» о. Александра Шмемана серьезно заинтересовала католических читателей. Они восприняли эти тексты как очень серьезный и адекватный анализ современных католических проблем и с нетерпением ждут выхода в свет полного издания «Дневников» по-итальянски.

Доклад прот. Вячеслава Перевезенцева (г. Черноголовка, Московская обл.) носил характер личного свидетельства. Для его обращения решающее значение имело творчество Тарковского и труды о. Александра Шмемана. И хотя о. Александр не воспринял киноязык фильмов Тарковского, по мнению о. Вячеслава, шмемановская «идея «отнесенности» очень близка опыту Тарковского. «Читая дневники Шмемана, представляешь, как их мог бы экранизировать Тарковский - каждый штрих реальности показывается как присутствие Царства». К сожалению, отсутствие самого докладчика помешало провести обсуждение его выступления.

 О проблеме религиозного языка как одной из «болевых точек» «Дневников» и в целом всех богословских размышлений о. Александра Шмемана говорила Светлана Панич (ББИ, Москва). «Под религиозным языком» понимается не язык богослужения или академического богословия, а язык благочестия, язык проповеди, определенный «духовный жаргон». Вскрывая пороки этого языка: идеологизм - утверждение как конкретного и реального того, чего на самом деле нет, и стилизацию - обращение к древним мертвым образцам, о. Александр намечает возможности их преодоления. Первая - прорыв к новому типу богословствования, который «ближе к поэзии, чем к учености». Другая возможность дается культурой: «Проверка - не Христа, не Евангелия, не Церкви в ее последней сущности (той, что дана и не зависит ни от каких принятий) - а исторических форм христианства, в том числе и православия - в культуре».

Острую дискуссию вызвали доклады петербуржцев Александра Бурова (зам. глав. ред. газеты «Кифа») и Владимира Коваль-Зайцева (председатель Преображенского содружества малых православных братств). Особенно заинтересовала слушателей катехизическая деятельность братств, а также связь и отличие евхаристической и общинно-братской экклезиологии в свете наследия о. Александра Шмемана, о которых шла речь в этих докладах. Дискуссия об участии мирян в богослужении, о характере церковной общины, о частоте причащения и исповеди длилась в течение всего семинара.

В завершение семинара прошли презентация подготовленного Еленой Дорман 700-страничного сборника в основном ранее не публиковавшихся статей о. Александра Шмемана (начиная с 1947 года) и спектакль молодежного театра «Стратилат». 22-23-летние артисты представили инсценировку «Крохоток» А.И. Солженицына, поразив зрителей эмоциональной сдержанностью и глубиной проникновения в образ.

В статье использованы фрагменты репортажей

Александра Бурова (информационная служба СФИ) и

Юлии Зайцевой (Благовест-инфо)

Источник: Кифа



Дополнительные ссылки
#Другие новости раздела: Встречи
#Подробнее о пользователе: right
Самая читаемая новость раздела Встречи:
  • Национальная библиотека Беларуси пополнилась трудами о. А. Ш
  • Версия для печати   Отправить эту cтатью другу

    357 Re: Семинар в Великом Новгороде

    Just popping in

    357

    Регистрация: 20.9.12
    Сообщений: 4
    Откуда:


    кино новинки
    » 20.9.12 11:10 Профиль Посетить веб-сайт

    Реальный_чел Re: Семинар в Великом Новгороде

    Just popping in

    Реальный_чел

    Регистрация: 5.9.12
    Сообщений: 1
    Откуда:


    новые новости на интернет журнале и лучшие статьи
    » 5.9.12 11:36 Профиль Посетить веб-сайт

    Создание сайта
    Хостинг и хранение файлов. Услуги веб-дизайна.
    amirostudio.ru
    Натяжные потолки
    Предложение для дилеров. Рейтинг строительных ресурсов.
    ceilings.ru
    Ведение бухгалтерского учета
    Интернет-приемная Информация об учебно-консультационном центре газеты
    rosco.su

    Последние дискуссии на форумах:
     ФорумТемаОтветовПросмотровСообщение
    Общениегруппа "В контакте", посвященная отце Александру 349821 Vostok
    15.2.13 10:25
    Труды отца АлександраЕвхаристия.Таинство Царства. 31225 Тарас
    12.2.13 00:30
    ОбщениеНельзя препятствовать свободному выбору между добром и злом 15315 Самоделкин
    26.4.12 16:47
    ОбщениеРусский народ - самый атеистический в мире? 018043 Вячеслав
    22.2.10 07:05
    Труды отца АлександраВведение в литургическое богословие 525820 right
    5.1.10 15:16
    »»  Посетить форумы